Отмечены могилы мастеров-керамистов, где найдены костяные ножи для работы с глиной, штампы для орнаментации посуды, и, может быть, могилы людей, работавших с деревом, содержащие особые тесла. Не вызывают сомнений могилы мастеров, изготовлявших каменные орудия. Тут находят тщательно отобранные желваки кремня и изготовленные из них предметы. В Кузнецовском могильнике в Ростовской области в катакомбной могиле лежали кремневые нуклеусы, ножи, скобели для обработки древков стрел, абразивы для их выравнивания и пять заготовок для наконечников стрел6.

Очень важным новым моментом в развитии культуры бронзового века на нашем юге стало появление колесного транспорта. Уже в ямных могилах встречаются остатки крупных тяжелых четырехколесных повозок. Они обнаружены при раскопках на Левобережье Украины и в Ростовской области, на Маныче. В катакомбных могилах таких повозок еще больше (70%). В Калмыкии они найдены в курганах Три брата, у Бичкин-булука, в Лоле, Архаре, Элисте, в Северном Предкавказье – в Новотиторов- ской, Шахаевской на Маныче, Кудиновом хуторе на Дону. Сейчас таких находок более двухсот. Колеса представляют собой плоский диск, диаметром 0,5-0,8 м с четко выделенной ступицей. Во II тысячелетии до н.э., как показали раскопки курганов в Синташте Челябинской области, появились и колеса со спицами. К середине II тысячелетия до н.э. относятся древнейшие принадлежности конской упряжи – костяные псалии. Они не обязательно связаны с запряжкой коня под верх. Пастухи могли ездить на лошадях и без седла и удил. Но псалии указывают на то, что в повозки начали запрягать не только быков или волов, но и коней. В дополнение к тяжелым четырехколесным повозкам стали ездить и на легких колесницах с двумя колесами со спицами, как в Синташте.