В третьей группе позднепалеолитических стоянок Русской равнины изображений мало. Отметим статуэтку женщины из Елисеевичей, изображения оленя и рыб из Тимоновки, гравировки на кости в Юдинове.

На поселениях Северного Кавказа и Нижнего Подонья аналогичных изображений нет совсем.

Анализ произведений первобытного искусства Русской равнины показывает, что они имеют ближайшие аналогии в памятниках Западной Европы, тогда как на просторах Азии чего-либо похожего нет. Только в двух точках – на стоянках Мальта и Буреть в Прибайкалье – обнаружены статуэтки женщин из мамонтовой кости. Но они заметно отличаются от европейских хотя бы тем, что

тут запечатлены люди в одежде. Сами же поселения некоторые исследователи приписывают палеолитическим «котникам, пришедшим в Сибирь из Восточной Европы.

Во Франции и Испании открыты, как известно, не только образцы искусства малых форм (“мобильного”, как предпочитают говорить западные археологи), но и произведения монументального искусства – росписи и гравировки на стенах пещер. На территории Германии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, где немало пещер и жротов, такие произведения найти не удалось. Можно было думать, что это явление свойственно исключительно франко-кантабрийской области. Но в 1960-1980-х годах в двух пещерах на Южном Урале – Каповой в Башкортостане и Игнатиевской на р. Сим в Челябинской обл. были вытиены и культурные слои, и настенные росписи палеолитического возраста9.

Образцы, взятые из культурных слоев, дали такие абсолютные датировки: Каповая пещера – 14 690 и 13 930 лет, Игнатиевская – 14 240 и 10 400 лет до наших дней. Именно к этому времени – к финальному палеолиту, мадлену, по западноевропейской периодизации, относятся основные 1руппы пещерной живописи во Франции и в Испании.