Мы сосредоточили свое внимание на элементах статики. Древнее население, пришедшее сотни тысяч лет назад частью с юга, через Кавказ, частью – с запада, из Европы, приспособилось к новым для себя природным условиям, создало наиболее подходящие для тех или иных мест формы хозяйства и материальной культуры. Переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству во многом изменил сложившуюся картину, но все же не трансформировал ее до неузнаваемости. Деление археологических культур на северные и южные сохранилось, и разные традиции оказали какое-то влияние на облик культуры позднейшего населения, в том числе славян и русских, освоивших территорию Европейской России уже в I тысячелетии н.э.

Какие же влияния извне заметны при изучении древней культуры Европейской России? Возникшие в 1920-х годах в среде русской эмиграции идеи евразийства, завоевавшие сейчас признание в некоторых слоях нашего общества, не находят никакой опоры в материалах по первобытной археологии России. Связи с культурами Азии не были здесь изначальными и редко играли большую роль в истории древнейших обитателей Восточной Европы.

К Западной Европе тяготеют мустьерские стоянки типа восточного Микока, позднепалеолитические поселения селетского типа и типа Виллендорф-Костенки. Только на Западе отыщем мы аналогии памятникам палеолитического искусства из России, как произведениям малых форм, так и монументальным росписям пещер. Мезолитические поселения лесной зоны Европейской России с кремневыми наконечниками стрел и с богатым набором костяных орудий ближе всего к мезолиту северной полосы Европы.