Выше говорилось о специфических чертах катакомбной культуры. Это и сами катакомбы, и сосуды со шнуровым, нередко необычным для степей криволинейным орнаментом, и своеобразные курильницы. В ряде случаев черепа людей, похороненных в катакомбах, искусственно деформированы, чтобы придать голове удлиненную форму, а иногда покрыты погребальными масками из глины, смолы и других материалов. На Украине таких масок найдено более ста. Есть они и в Калмыкии (Кермень-толга).

Все эти черты культуры имеют соответствия в Средиземноморье: катакомбы – в Сирии и Палестине, в Египте и на Крите, деформация головы и погребальные маски – в Эгейском мире.

К концу П – началу I тысячелетия до н.э. в степях Северного Причерноморья и Нижнего Поволжья наступила известная стабилизация. Основной фон составляли уже не катакомбные, а срубные памятники и их поздние разновидности (белозерские, сабатиновские). Многие черты срубной культуры вошли в развивавшиеся на этой территории скифскую и сарматскую культуры раннего железного века. Отдельные железные вещи появились уже в срубных могилах и поселениях. Сходство срубной культуры со скифской заметно в типах бронзовых изделий, глиняной посуды, погребального обряда.

Встает вопрос, как эти наблюдения археологов соотносятся с рассказом о скифах отца истории Геродота (V в. до н.э.). Он писал, что скифы пришли в Северное Причерноморье с Востока и вытеснили более раннее население этих мест – киммерийцев. Вопрос далек от разрешения.