Балановские памятники, названные по могильнику Баланово в Чувашии, очень похожи на фатьяновские, хотя несколько моложе их. Они дожили до конца II тысяче

летия до н.э. и распространены помимо Чувашии, в Татарстане, Мордовии, в районе Пензы, в бассейне Цны и Мокши. Наряду со старыми чисто фатьяновскими чертами в балановской культуре заметны и новые черты. Курганов больше (они изучены в Атли-касы, Чурачике). Выявлены поселения. На них собраны кости крупного рогатого скота (18-49%), свиньи (46-53%), лошади (5-24%), мелкого рогатого скота (1,5%). Сомневаться в том, что балановцы были скотоводами, таким образом, не приходится. Среди находок на поселениях есть каменные наконечники мотыг, видимо, для обработки земли.

В Балановском могильнике обнаружены глиняные колесики, такие же, как у катакомбных моделей повозок. Должно быть, и на Средней Волге знали уже колесный транспорт. Безусловно, существовала и местная металлообработка. Бронзовых изделий больше, чем в фатьянов- ских могилах. Металл поступал из медных месторождений Татарстана и Чувашии. Литейные формы из кургана Чурачик позволяют думать, что выделились уже мастера-литейщики.

На балановских поселениях выявлены квадратные землянки, соединенные переходами, как на волосовских стоянках. Особенно показательно поселение Галанкина гора в Татарстане.

Отмечу, наконец, что в фатьяновских и балановских могилах иногда встречаются украшения из прибалтийского янтаря.

Встает вопрос, каковы же были взаимоотношения пришлых западных скотоводческих племен с местными охотниками и рыболовами, оставившими волосовские стоянки. Территории, занятые этими двумя группами населения, не всегда совпадают. Так, на Средней и Нижней Оке, где известно множество неолитических стоянок, почти нет фатьяновских могильников.