О какой эпохе идет речь? В данный момент мы располагаем рядом обнаруженных при раскопках древних текстов, бесспорно написанных на индоевропейских языках. Это, с одной стороны, надписи Крита, связанные с греческим языком, а с другой – надписи хаттов и митанни из Передней Азии. Дата и той и другой группы источников XVI в. до н.э. Исследования лингвистов позволяют говорить, что написанная на санскрите “Ригведа” и священная книга иранцев “Авеста” восходят к середине II – началу I тысячелетия до н.э. Таким образом, во II тысячелетии до н.э. индоевропейцы обитали уже и на Балканах, и в Передней Азии, и в Индии.

Анализ словарного состава индоевропейских языков указывает на то, что формировались они в относительно умеренном климате в то время, когда уже возникло производящее хозяйство, и в соседстве с зонами, занятыми людьми, говорившими на финно-угорских и семито-хамитских языках. Следовательно, речь должна идти о неолите, энеолите, начале бронзового века и скорее о степной полосе, чем о Балканах (оттуда до области распространения финно-угорских языков слишком далеко). К тому же земледельческие культуры обычно оседлые. Хотя ареал их постепенно расширялся, трудно представить себе, что где- то они быстро трансформировались в подвижные кочевые скотоводческие общества. Значит, надо присмотреться к культурам, оставившим степные курганы.

Археологи отметили некоторые соответствия погребального обряда ямных, катакомбных, срубных и андроновских (близких к срубным и распространенным в Зауралье и Казахстане) могил с описаниями ритуалов похорон в “Ригведе” и “Авесте”. Проникновение степных скотоводческих племен на Балканы безусловно имело место. Об этом свидетельствуют захоронения с посыпкой охрой, находки антропоморфных стел и скипетров, похожих на ямные, в Балканских странах.