В том же направлении действовало и ускорение товарооборота в результате развития железнодорожного транспорта. Однако эти благоприятствовавшие моменты, позволившие товарообороту в стране удвоиться без соответствующего увеличения средств обращения, в дальнейшем сходят на нет: расширение железнодорожной сети резко замедляется, кредитный оборот, достигнув известной ступени развития, стабилизируется, и вновь выступает противоречие между растущей потребностью оборота в средствах обращения и стабильным количеством средств обращения.

Рост бюджетного дефицита и другие обстоятельства военного времени потребовали дополнительного увеличения денежной массы.

За 2 года, с 1 января 1877 г. по 1 января 1879 г., денежное обращение страны (не считая серебра и меди) возросло на 386 млн. руб., или на 50,4%. Это повлияло на повышение цен почти на все товары. С Другой стороны, происходившее расширение производства замедляло рост цен: за 3 года, с 1876 по 1879, продукция промышленности (по 34 отраслям) выросла по стоимости на 49 %. В результате в 1880 г. инфляционный фактор прекратил своё действие. Между тем неурожаи 1879 г. и особенно 1880 г. на сокращение п без того ограниченного платёжеспособного спроса широких масс на промышленные товары, в то время как у предпринимателей за инфляционные годы скопились огромные прибыли, ждавшие своего применения в производстве. Закономерная для промышленного цикла диспропорция между производством п платёжеспособным спросом на предметы потребления была усилена и обострена, и потому кризис 1882 г. проявился в России более резко и был более продолжительным, чем на Западе. Депрессия, сменившая кризис, тянулась на этот раз значительно дольше, до 1887 г.