Максимальная за этот период цифра ввода в эксплуатацию — 2 538 км в 1906 г. — составляет меньше половины максимума, достигнутого в 1899 г. (5 248 км). Сокращение железнодорожного строительства продолжалось и далее, что видно из низкой цифры ввода в эксплуатацию за следующее трёхлетие: за 1908—1910 гг. было построено всего лишь 1 081 км. Такого низкого уровня строительства не наблюдалось ни разу после начала 80-х годов.

Сокращение казённого спроса на металл побудило промышленников искать выхода в расширении экспорта. Промышленный подъём на Западе облегчил эту задачу. В 1906 г. вывоз чёрного металла (чугуна, железа, стали, рельсов и прочих металлических изделий) составил 4,2 млн. пудов против 1,4 млн. пудов в 1905 г., а в 1907 г. было вывезено уже 15,4 млн. пудов. Однако расширению экспорта металла скоро был положен конец разразившимся на Западе в 1908 г. кризисом — вывоз упал до 8,5 млн. пудов.

Вторым фактором, ослабившим промышленный подъём, был плохой урожай в течение ряда лет, что было результатом социальных условий. За 1905—1907 гг. общий сбор хлебов составил всего 8 500 млн. пудов, в то время как предыдущее трёхлетие дало 10 417 млн. пудов. Особенно тяжёлым оказался неурожай 1906 г., резко снизивший покупательную способность в деревне ещё и потому, что он не сопровождался обычным в неурожайные годы ростом хлебных цен. В Европе этот год был урожайным, и хлебный экспорт в 1906/07 г. сильно сократился.

Известное влияние на промышленность оказало падение спроса кулацких слоёв крестьянства в результате усилившейся после 1906 г. покупки кулаками помещичьих земель, которая частично отвлекала их денежные средства. Всего за период 1905—1911 гг. крестьяне приобрели 4 868,4 тыс. десятин земли. Кроме того, купцы и другие группы буржуазии приобрели земли 1 043,4 тыс. десятин.