Резкое сокращение заказов на паровозы вызвало коллективное ходатайство всех паровозостроительных заводов о разрешении им постройки паровозов в запас с последующей сдачей казне за счёт казённых заказов на будущий год.

Все приведённые сообщения газет ясно говорят о том, что восходящая фаза цикла, преобладавшая в 1907 г., сменилась в 1908 г. нисходящей. В конце 1908 г. кризис как в тяжёлой, так и в лёгкой промышленности разразился в полной силе. «Горнозаводское дело» констатировало:

Кризис глубоко затронул угольную промышленность. «В настоящее время,— отмечала газета «Русское эхо»,— на угольном рынке наблюдается небывалый кризис: цена на каменный уголь падает с каждым днём. Последняя крупная продажа угля сделана по 6,25 коп. с пуда — цены небывалые даже в годы наибольшего застоя».

В августе 1909 г. «Горнозаводский листок» сообщал о положении на Урале: «Небывалый кризис Уральской горнозаводской промышленности обращает на себя внимание. Жалованье рабочим задерживается. Одно из самых богатых предприятий «Демидовское» имеет около 10 млн. долгу. Частные заводы ввиду отсутствия постоянных заказов и трудности кредитов. вынуждены закрываться».

«Торговля в марте (1909 г.) была из рук вон плоха. Достигнутые обороты не превышали 50% оборотов предыдущих лет за тот же месяц. Обороты апреля всё-таки не покрыли мартовского недобора. Сказанное касается не только Москвы, но и провинциальных оптовых складов московских фабрикантов». «6 апреля московские фабриканты объявили о снижении цен на ситец, которое выразилось в 12 коп. вместо 13,5 коп. за аршин. Тенденция к повышению, которая длилась в течение полных трёх лет, была ликвидирована в один год».