Лишь в 1876 г. начинается резкое падение, и в 1878 г. цены были на 41,6% ниже высшей точки, достигнутой в 1874 г. (в руб. за пуд):

В тяжёлой промышленности наблюдалось повышение цен на уголь, чугун, сортовое железо, нефть. Поскольку Россия импортировала английский уголь, рост цен на мировом рынке сдерживал падение цены отечественного угля на внутреннем рынке, тем более что усилившийся в период подъёма процесс перехода промышленности на механические двигатели и рост сети железных дорог настолько расширили потребление угля внутри страны, что перекрывалось снижение спроса со стороны предприятий, сокращавших объём производства в связи с кризисом.

Добыча нефти в России достигла значительных размеров в 70-х годах. Быстрый рост добычи в Баку, переход к добыче путём бурения привели к резкому падению цен на сырую нефть в местах добычи: по сообщениям газет, цена за пуд в годы кризиса снизилась с 45 до 5 коп.

Весьма пёструю картину даёт движение цен на полосовое железо: цена снижается в 1873 г. на 12,3% против 1871 г., но затем вновь повышается в 1874 г. до прежнего уровня и начинает снижаться лишь с 1876 г. Поскольку

в спрос© на этот товар большую роль деревня, на колебаниях его цены довольно ясно проступает понижающее влияние неурожаев 1871—1872 гг. и 1875 г. и обратное воздействие высокого урожая 1874 г., временно задержавшего падение цен.

Переходим теперь к выяснению того, как кризис отразился непосредственно на объёме промышленного производства. Профессор П. И. Лященко в своём труде «История народного хозяйства СССР» считает, что затруднения финансового характера вызвали сокращение железнодорожного строительства, а это в свою очередь привело к тому, что кризис 1873 г. получил характер в первую очередь кризиса тяжёлой индустрии — чёрной металлургии, топливной промышленности и т. п.