Его относительно мягкий характер находит своё объяснение в том, что во время предшествовавшего оживления и подъёма, продолжавшегося с перерывом в 1905 г., с конца 1903 по 1907 г., расширение основного производственного капитала если и происходило, то в очень ограниченных размерах, особенно в металлургии и металлообрабатывающей промышленности, которые продолжали страдать от значительной недогрузки производственного аппарата заводов. Отсутствие интенсивного роста отраслей I подразделения и скромные размеры строительства ограничивали расширение рынка для отраслей II подразделения. В свою очередь отрасли I подразделения не расширяли своего производственного капитала в силу его недогрузки, а потому и спрос со стороны предприятий I подразделения на оборудование повышался слабо. Казённые заказы на железнодорожное строительство после огромных расходов, понесённых государством вследствие неудачной

войны, свелись к скромным размерам и не могли загрузить промышленность, которая строилась в значительной мере в расчёте на высокий уровень строительства в дальнейшем. Поэтому возможность роста промышленности I подразделения в рассматриваемый период ограничивалась главным образом текущим спросом, определявшимся частичным обновлением основного капитала, расширением лёгкой промышленности и потребностями сельского хозяйства. Всё это могло обеспечить лишь слабый темп развития.

В годы кризиса (1908—1909) рост акционерных капиталов снова снижается, но и в дальнейшем он не достигает уровня 90-х годов вплоть до мировой войны, когда инфляционная конъюнктура вновь вызвала усиление учредительства, акционирования и биржевой спекуляции.