Расширение машиностроения во время депрессии начинало оказывать всё большее действие. Сопоставляя динамику производства машиностроительной промышлености с фазами промышленных циклов, можно отметить следующее.

После кризиса 1873 г. машиностроение обнаруживает быстрый рост в течение 1874—1878 гг., что создаёт материальные предпосылки к переходу от депрессии к оживлению в 1877 г., усиленному началом войны.

Начиная с 1879 г. производство машин в России снижается, так же как и их ввоз. Это снижение продолжается до 1885 г. включительно. С 1886 по 1889 г. наблюдается новый рост машиностроения, что также благоприятствовало наступившему новому подъёму после кризиса 1882 г. Рост машиностроения возобновляется в 1893 г. и открывает полосу нового бурного подъёма промышленности. За 8    лет (1893—1900) машиностроение возросло в 3,8 раза. За дальнейшие годы имеются сведения лишь о металлообрабатывающей промышленности в целом. Эта отрасль после падения в годы кризиса начала расширять выпуск продукции с 1903 г., а затем после кризиса 1908—1909  гг. произошёл новый взлёт — в 1910 г.

Сопоставление данных о развитии машиностроения с фазами промышленных циклов позволяет прийти к выводу, что обновление капитала в промышленности в России как фактор перелома цикла начало играть заметную роль уже во второй половине XIX в.

Рассматривая историю каждого промышленного цикла в отдельности, можно отметить следующие более или менее существенные факторы, оказавшие заметное влияние на толчок к оживлению и подъёму.