Промышленный подъём 90-х годов был связан в первую очередь с усиленным железнодорожным строительством. За десятилетие (1890—1900 гг.) было выстроено свыше 21 тысячи вёрст новых железнодорожных путей.

В 1891 г. приступают к постройке Сибирской железнодорожной магистрали протяжением в 7 тыс. км. Правительственное решение о её постройке было вынесено ещё в 1887 г., но работы развернулись лишь четырьмя годами позже. Это сразу усилило подъём в металлургической и машиностроительной промышленности. Производство рельсов, стоявшее на низком уровне в течение нескольких лет, уже в 1890 г. удваивается. За этим следует постройка ряда других линий, и вскоре строительство железных дорог приобретает небывалый размах, далеко оставляющий за собой и железнодорожное строительство начала 70-х годов в России и объём строительства в Западной Европе в самые горячие периоды. Так, длина построенных в России железнодорожных линий составляла (в км):

В Германии за 1870—1880 гг.— годы наибольшего роста железнодорожной сети — среднегодовой прирост её составлял 1496 км во Франции за тот же период — 837 км в Англии максимальный размах железнодорожного строительства падает на 50-е годы, когда сеть ежегодно возрастала на 951 км.

Наряду с положительным влиянием железнодорожного строительства, развернувшегося на широком фронте, сказалось воздействие хороших урожаев 1893 и 1894 гг., давших валовой сбор хлебов в 378 млн. и 380 млн. четвертей. Если плохие урожаи предыдущих лет не смогли парализовать начавшегося подъёма, а лишь несколько задержали его, то теперь, получив новый мощный толчок, промышленность вступает в полосу длительного и энергичного расширения производства.

Рост промышленности в конце XIX в. определялся в основном спросом, создаваемым работой самой промышленности и строительством.