Приобщение новых районов в результате развития железнодорожной сети в Европе так же не играло такой существенной роли, как в России, поскольку большая часть европейских государств обладала несравненно меньшей территорией, лучше используемыми водными путями и более высокой плотностью населения. Отсутствие отдалённых окраин, не вовлечённых в общий товарооборот страны, сказалось в том, что периоды усиленного железнодорожного строительства в странах Запада не сопровождались заметным территориальным расширением рынка и лишь вызывали дополнительный спрос, который создавался самим строительством.

Факторы, усиливавшие в России подъём 90-х годов, были настолько существенными, что период промышленного расцвета длительное время не прерывался даже под воздействием таких решающих противоположных факторов, как прогрессировавшие с 80-х годов деградация сельского хозяйства и обнищание широких масс крестьянства, а равно и упадок части помещичьих хозяйств, не сумевших превратиться в хозяйства капиталистического типа. Как будет видно из дальнейшего, железнодорожное строительство сыграло известную роль и в затяжке депрессии 900-х годов.

Деградация деревни, массовое обнищание крестьянского населения как результат аграрного перенаселения, фискальной политики дворянского правительства и, кроме того, сохранившиеся пережитки феодализма в деревне — всё это препятствовало интенсификации сельского хозяйства и являлось серьёзным отрицательным фактором, тормозившим расширение лёгкой фабрично-заводской промышленности в России. Тенденция более быстрого развития отраслей первого подразделения, создающих средства производства, в условиях России 90-х годов была усилена непосредственным перераспределением через бюджет национального дохода в пользу тяжёлой промышленности.