Подъём сельского хозяйства в годы, предшествовавшие мировой войне, можно видеть из следующей таблицы, иллюстрирующей рост земледелия и сельскохозяйственного экспорта как показателя роста товарности земледелия и других отраслей сельского хозяйства.

Значительно выросли также и технические культуры: хлопок, свёкла, табак.

В этот период рост денежных доходов капиталистической деревни, как результат роста сельскохозяйственной продукции, её товарности, а также цен на внутреннем и внешнем рынке, послужили одним из условий для промышленного подъёма.

Меньшую роль в промышленном подъёме сыграло возобновление интенсивного железнодорожного строительства. Оно стало развёртываться после того, как подъём начался, и значительная часть линий, начатых постройкой в 1910—1913 гг., была окончена уже во время войны. Рост железнодорожной сети шёл следующим образом:

В отличие от подъёма 90-х годов, в значительной доле вызванного железнодорожным строительством, подъём 1910—1913 гг. сам явился стимулом для постройки новых железнодорожных линий.

Война прервала промышленный подъём прежде, чем он достиг своего завершения в кризисе, хотя признаки

надвигавшегося нового кризиса перепроизводства были налицо уже в конце 1913 г. Отвлечение в армию большого количества рабочих, разруха транспорта, загруженного военными перевозками, сокращение внешней торговли — всё это повлекло за собой снижение объёма промышленной продукции уже в первый год войны, несмотря на военные заказы. Царское правительство оказалось неспособным мобилизовать промышленность на нужды войны. Вместо напряжения  усиления работы промышленности в течение войны наблюдалось сокращение промышленной продукции. Война сопровождалась значительной инфляцией, что вело к росту цен.