Пассажирское движение за те же 5 лет более чем удвоилось: в 1868 г. было перевезено 10,4 млн. человек, в 1873 г.—22,7 млн. Правительство всячески поощряло вложения частных лиц в железнодорожные предприятия, предоставляя им ссуды.

В акционерные предприятия, в частности в железные дороги, помимо накоплений торговой и промышленной буржуазии была вложена и значительная часть выкупной суммы, полученной помещиками в результате реформы 1861  г.; кроме того, были привлечены крупные средства из-за границы. Железнодорожное строительство, обусловленное потребностями развивающейся промышленности и торговли, в свою очередь явилось мощным фактором дальнейшего роста тяжёлой промышленности и вызвало к жизни новые её отрасли.

«Поражения во время Крымской войны,— писал Энгельс,— ясно показали необходимость для России быстрого промышленного развития. Прежде всего нужны были железные дороги, а их сооружение неосуществимо в большом масштабе без отечественной крупной промышленности»1.

Развернувшееся железнодорожное строительство резко повысило спрос на продукцию металлургической, машиностроительной и угольной промышленности. Рост продукции по отдельным отраслям за годы подъёма представляет следующую картину.

Динамика отдельных отраслей промышленности в 60-х годах весьма различна. Как уже отмечалось, отрасли, применявшие в больших размерах принудительный труд,— производство сукон, сахара, чугуна, обработка металла — показывают в 1861 г. резкое сокращение выпуска продукции.