С переходом флота на паровые двигатели и сокращением парусных судов эта экспортная статья свелась к скромным размерам, и колебания вывоза льняных тканей потеряли своё значение.

Экспорт нефтепродуктов приобрёл в России значительные размеры лишь с середины 80-х годов и в 1898 г. достиг уже 68 млн. пудов; продолжая расти дальше почти без перебоев, хотя и более медленным темпом, экспорт нефтепродуктов, среди которых главную роль играли осветительные масла, достиг максимума в 1904 г. При этом ни депрессия 80-х годов, ни кризис 1890 г., ни кризис 1900 г. не оказали почти никакого влияния на рост вывоза. Сильно снизившись после 1904 г. в связи с падением добычи нефти, экспорт нефтепродуктов в дальнейшем не достигает и половины вывоза 1904 г., но не столько вследствие падения спроса со стороны импортирующих стран, сколько из-за недостатка нефтяного топлива и высоких цен внутри страны. Это показывает, что кризисы на Западе заметного влияния на нефтяную промышленность России не оказали.

Остановимся ещё на вывозе металла. В начале первого десятилетия XX в. металлопромышленность испытывала хроническую недогрузку производственного аппарата вследствие сужения внутреннего рынка после кризиса 1900 г. Это побудило искать выхода в расширении экспорта чёрного металла за границу, чему наблюдавшийся в западных странах в 1906 г. подъём вполне благоприятствовал. В 1907 г. вывоз чёрного металла за границу достиг 15,4 млн. пудов, в том числе 4 млн. пудов чугуна и 5,6 млн. пудов рельсов. Дальнейшему развитию экспорта металла,

однако, был положен продел кризисом 1907 г. па Западе, и в 1908 г. вывоз металла упал до 8 млн. пудов, причём почти; совсем прекратился вывоз чугуна.