В пореформенный период основной экономический закон капитализма выходит на широкий простор, однако безграничное стремление капитала к расширению производства в погоне за получением максимальной прибавочной стоимости наталкивается на пролетарское состояние массы населения. Это неизбежно ведёт к усилению циклического развития капиталистической экономики, когда подъём производства неизбежно сменяется кризисом.

В силу действия экономических законов капитализма и всё более углублявшихся противоречий подъём промышленности в России в 60-х годах XIX столетия не мог не смениться последовавшим за ним кризисом общего перепроизводства в начале 70-х годов.

Марксистско-ленинская теория кризисов имеет огромное значение не только для анализа экономических кризисов современного капитализма, но и для подлинно научного познания истории кризисов и, в частности, для правильной оценки кризиса 1873 г. в России.

Буржуазные идеологи в силу своей классовой ограниченности и стремлений во что бы то ни стало приукрасить капитализм пытались рассматривать кризисы не как выражение имманентно-присущих капитализму антагонистических противоречий, а как результат воздействия природы и других разрозненных факторов (неурожай, спад железнодорожного строительства и др.).

Так, «Вестник Европы» в своём обозрении за 1877 г. писал: «Сокращение железнодорожного строительства повлияло и у нас на возникновение чего-то вроде краха»2. К тому же выводу приходит Блиох в работе «Влияние железных дорог на экономическое состояние России», а также Туган-Барановский, Безобразов и др.

Ряд советских авторов даёт неправильную оценку истории кризисов в России. Так, в известной книге «Мировые экономические кризисы», вышедшей под редакцией академика Варга, утверждается, что первый кризис в России был лишь в 1900 г.