Значительно нагляднее отражается кризис в динамике физического объёма продукции отдельных отраслей.

Больше всего сократилась в то время экспортная отрасль — добыча марганца, затем металлообрабатывающая промышленность и чугуноплавильная. Сокращение последней, не столь большое для России в целом, в отдельных районах проявилось весьма неравномерно, что можно видеть из следующей таблицы:

Центр начал сокращать выплавку чугуна с 1900 г., Урал — с 1901 г., а Южный район, обеспеченный заказами казны,— лишь с 1902 г. В 1903 г. во всех районах сокращение выплавки ещё продолжалось. Увеличение производства на Юге в 1900 и 1901 гг. шло всецело за счёт небольшой группы привилегированных крупных заводов, обеспеченных выгодными заказами для строившихся железных дорог, которые дали возможность развернуть производство для широкого рынка по низким ценам. Покрывая убытки от продажи на рынок сверхприбылями от казённых поставок, они заставляли своих конкурентов, не пользовавшихся скрытыми премиями от казны, свёртывать производство, так как рыночные цены переставали покрывать издержки.

Насколько велики были эти неофициальные премии, можно видеть из того, что цена рельсов по казённым заказам была в 1898—1899 гг. определена в 1 р. 12 к. за пуд при стоимости чугуна (на заводах) в 60—65 коп., а в 1900—1901     гг., когда чугун подешевел, цена рельсов была повышена до 1 р. 25 к. за пуд; между тем на рынке балки стоили в это время лишь 80 коп. Такая переплата, естественно, позволила привилегированным чугуноплавильным заводам даже расширить своё производство на рынок за счёт менее «счастливых» конкурентов, которым компенсировать убыточные рыночные цены было нечем.