Однако уже 1885 год и в особенности 1886 год показывают исключительно быстрый рост прибыли — единственной неизменной цели капиталистического производства.

Существенным фактором, поддерживавшим тяжёлую промышленность в годы кризиса, явилось оживление железнодорожного строительства. После полного затишья в 1880—1882 гг., когда за три года было построено всего 749 км, в 1883 г. строительство железных дорог значительно расширяется.

Усиление строительства железных дорог в 80-х годах для русской промышленности имело неизмеримо большее значение, чем в 70-х годах, так как потребность железных дорог в металле и оборудовании русская промышленность была в состоянии удовлетворять в гораздо большей степени, и ввоз металла из-за границы для нужд транспорта сильно сократился.

Это отнюдь не означало уменьшения влияния иностранного капитала. Более того, в 80-е годы поступают сведения о широком проникновении заграничного капитала в народное хозяйство России, стремившегося к захвату ключевых позиций в русской экономике.

Нашествие иностранных капиталов, писала 15 марта

1887 г. газета «Неделя», не ограничивается областями добывающей и обрабатывающей промышленности. Торговля, добрая половина экспорта продуктов сельского производства южных районов проходят через руки агентов иностранных фирм. Лес, морской транспорт, капитал ж. дорог более чем наполовину взят из-за границы путём займов. Нашествие иностранных капиталов растёт из года в год и проникает всё в новые и новые отрасли экономики.

1886 и 1887 годы следует считать последними годами депрессии. Уже в 1887 г. появляются первые признаки экономического оживления, которое скоро переходит в общий длительный подъём промышленности.