«Наш богатый крестьянин писал В. И. Ленин, не может уже по-прежнему производить сам на себя — ну, скажем, обувь: ему выгоднее купить ее. Что касается до обедневшего крестьянина, то ему тоже приходится прибегать к покупной обуви: он не может производить ее в своем хозяйстве по той простой причине, что не имеет уже своего хозяйства» . Следовательно, чем больше развивался капитализм в земледелии, тем больше возрастал спрос, прежде всего на изделия лёгкой промышленности. Не меньшую роль в увеличении спроса на изделия II подразделения сыграл и рост городского населений, которое составляло к 1897 г. (Европейская Россия) 12 млн. человек против 6,1 млн. человек в 1863 г. Классовый

состав населения к концу XIX в. также служит доказательством образования внутреннего рынка в результате развития капитализма вглубь.

Совершенно иначе обстояло дело в тяжёлой промышленности, для которой основными потребителями являлись промышленность, транспорт и казна. Лишь в небольшой доле она удовлетворяла колеблющийся спрос населения.

Если спрос со стороны промышленности и транспорта, вызываемый необходимостью частичного обновления основного капитала и поддержания его в исправном состоянии, колеблется сравнительно слабо, то спрос строительства (железнодорожного, промышленного, военного) подвержен весьма резким изменениям. В результате диапазон колебаний спроса на продукцию тяжёлой промышленности, как правило, гораздо больше, чем на продукцию лёгкой.

В России неустойчивость спроса со стороны казны, промышленных предприятий и транспорта была особенно велика в силу того, что строительство в стране новых предприятий и дорог шло в значительной мере за счёт иностранного капитала и, следовательно, зависело от того, как изменялась для последнего выгодность приложения его в России.