«Хрейд-море» иногда читается как «рейз-море» (, а хредготы соответственно как «рейзготы» (hreid — «слава»), связывающиеся с «русью» в аспекте происхождения последнего названия. Контакты готов при Эрманарихе, отрицательном герое германской средневековой поэзии, с росо- монами (независимо от этнической природы последних) также можно поставить в зависимость с происхождением названия «русь» в зоне ранних гото-славяно-финно-иранских и иных контактов. Пожалуй, не следует далее вдаваться в лингвистические тонкости, хотелось только подчеркнуть возможную давнюю связь в германском эпическом сознании слов-созвучий более поздним Арсе (Арте) и Руси (Русь, Rws, Rup, Rhos): первая выступает как часть последней.

В свою очередь, именно в зоне достаточно стабильных скандинаво- русско-хазарских контактов, где в основном и получали информацию ал-Истахри и Ибн Хаукаль, и могла «родиться» отчасти легендарная, отчасти реальная Арса (Арта) В этой связи выдвигаем вариант интерпретации Арсы в качестве реальной прародины (или временного, но компактного места обитания) русов (не всех скандинавов и не обязательно только скандинавов) до включения их в процессы образования Древнерусского государства. Вероятно, решение этого вопроса связано с локализацией «острова русов» первой традиции восточных источников. Не углубляясь в эту не менее многозначную и запутаннук( проблему, чем вопрос об Арте, позволим высказать только свое личное отношение к ней, не выдвигая новых концепций. Единственным соответствующим реалиям Восточной Европы середины — третьей четверти IX в. представляется, на наш взгляд, сопоставление «острова русов», а в этой связи, возможно, и Арты -— с волостью Ладоги, с будущим ярлством Альдейгьюборга