В задачи данной работы этот вопрос не входит, однако мы считаем возможным чисто гипотетически смоделировать характер взаимоотношений терминов «русы» и «славяне» в случаях различной этнической интерпре

тации последних. Предлагаемые «понимания» терминов «славяне» и «русы» не во всех моделях вытекают из того содержания, которое восточные авторы в эти термины вкладывали, тем не менее объективности ради приведем их все.

1.   Подразумевая под «ас-сакалиба» всех славян, восточные авторы распространяют на них характеристики прежде всего славян западных,

124

точнее лишь некоторых их регионов

2.   Тот же вариант, но описания даются на примере славян восточных, а не западных

3.   «Славяне» — часть восточных славян, не охватываемая понятием «русы»

4.   «Славяне» — население севера Восточной Европы (славяне плюс финны). Могли «включаться» в термин «ас-сакалиба» и другие неславянские народы (тюрки, немцы)

5.   «Сборная» характеристика разных частей славянского мира, отвечающая характеру получения информации о славянах из разных источников в разных концах арабского мира (через Каспий, Кавказ, Византию, Испанию), «обобщающая» теория. В описаниях «славян» используются как данные о вполне стройной государственной системе во главе со «Светмаликом», которого отождествляют либо со Святополком Великоморавским, либо с титулом «светлый князь». В последнем случае при соотнесении с топонимом «Джарваб» его можно отнести

к владыке хорватов. Каких хорватов — вопрос другой Другой топоним — «Вантит» (есть и другие прочтения) переносил эту государственную иерархию на Краковскую землю, земли вятичей, полян