Во всяком случае, делать на основе этого сообщения далеко идущие выводы о существовании «сильного славянского каганата Русь» уже в начале IX в. по меньшей мере преждевременно.

Источники периода «двухуровневого государства» переходного этапа

Для первой его фазы (становления) наиболее информативна (кроме данных ПВЛ и НПЛ) вторая традиция восточных источников (три «группы» русов). Возможно (или отчасти), имеют значение сообщения ал-Масуди (государство «ад-Дир»), «Отдельная сага об Олаве Святом» и соответствующий раздел «Круга Земного», косвенно — Житие Святого Ансгария, византийские произведения (патриарх Фотий, Никита Пафлагонский, в меньшей степени — Константин VII).

Для второй — Ибн Фадлан, отчасти (и возможно) — ал-Масуди, «История Дербенда» XII в. и табаристанский историк Ибн Исфендий-ар (XIII в.), допустимо — вторая традиция восточных источников (ал-Идриси, по крайней мере), без конкретных хронологических привязок — Константин VII145, договоры Олега с Византией, подлинность которых, впрочем, неоднократно ставилась под сомнение.

Для характеристики третьей фазы можно использовать также и хазарские источники, сведения Ибн Мискавейха и Льва Диакона.

Иностранные источники.

Контент-анализ «восточных» источников второй традиции

Мусульманские авторы второй традиции

Вторая группа (традиция) источников — упоминавшая о трех группах («джинс») русов — относится в основном к X в., но «отражает реалии IX в., приблизительно его третьей четверти». Дополняет и завершает эту традицию в том, что касается русов, придворный географ сицилийского короля Рожера II ал-Идриси (середина XII в.).