В Прикарпатье выделяются 7 административных центров с унифицированными укреплениями, включающими башни, длинными домами, развитым ремеслом, обслуживавшим, вероятно, не только общину, но и дружину, также представленную на этих городищах.

Среди них размерами и наличием посада и неподалеку — отдельного культового центра (или дружинного лагеря, в зависимости от интерпретации длинных домов) выделяется одно: Добрыновцы на правобережье Среднего Днестра.

Третий период (X — начало XI в.) начинается с пожаров на некоторых хорватских (рубежа IX-X вв.) и древлянских (начало — сер. X в.) городищах. Их заменяют менее многочисленные, но более сильно укрепленные, хотя и меньшие по размерам «княжеские крепости», зачастую на месте старых административных центров (Ревно, например).

Парадоксально, но только в X в. возникает общехорватский языческий культовый центр на р. Збруч, состоящий из трех городищ-святилищ 2.     Археологически фиксируемая система поселений IX в., по крайней мере в хорватских землях («грады»-крепости и столичный город), сопоставляется как с описанием государства славян со столицей в Хор- дабе, так и со структурой системы управления Великой Моравией: при наличии формальной столицы (Велеграда) князь с дружиной не жил в ней постоянно, а объезжал «грады», где к его приезду собирались дань и припасы для прокорма дружины, размещавшейся в специальных «казармах» (длинных домах в данном случае). Даже если Ибн Русте и его последователи писали о Великой Моравии, а не о карпатской Хорватии, то в плане организации власти, отраженной в топографии поселений, последняя весьма походит на первую.

3.   Что касается изменения характера хорватских городищ и пожаров на некоторых из них на рубеже IX-X вв., то при всей сложности их интерпретации ясно одно: их вряд ли можно связывать напрямую с присоединением хорватов к Руси.