Так, теории «городов-государств» и «государственного феодализма» помещены в разделе «Историографические замечания», т.е. Введении, так как автор положения этих теорий не разделяет. Действительно, он упоминает «протогорода-государства» как характерные лишь для части двух северных регионов потестарности в качестве особых форм вождеств-протогосударств. Городами-государствами этапа зрелой государственности стали далеко не все из них. «Государственный феодализм» мы вообще считаем попыткой обрисовать русские реалии XI — начала XII в. (но не ранее) в категориях базовой марксистской теории социогенеза, сделанной действительно добросовестными и эрудированными исследователями. Но не более того — о феодализме (любом!) в нашей книге и речи нет.

Что касается «вождеств» и «дружинного государства» — то это просто два этапа государствогенеза, разделенных, если брать «простые», отдельные «вождества», минимум столетием и целым этапом «сложных вождеств». Для него, как отметил В.В. Пузанов, по Е.А. Ши- накову характерно «двухуровневое государство», верхний уровень которого — военно-торговая корпорация «русь», нижний — правители подчиненных ей субгосударств — территориальных вождеств — княжеств и протогородов-государств. «Дружинное» же «государство» является инструментом перехода от этапа «сложных вождеств» к этапу «раннего государства» и лишь отчасти (как правильно отметил В.В. Пузанов) характеризует форму государственности фазы становления этого, третьего, этапа древнерусского государствогенеза.

Что же касается словосочетания «потестарное общество», то оно вообще звучит парадоксом и в книге не встречается.