Если у последних упор делается на национальную самобытность, существование славянского «каганата Русь» еще в начале IX в., а то и раньше, и в общем признаваемую, но более

позднюю и отрицательную роль варягов в дальнейшем развитии древнерусской государственности, то сторонники седьмого направления делают упор на отсутствие у славян до варягов или хазар (здесь «внутреннее» различие этой группы историков) чего-нибудь, «что бы напоминало хотя бы самую рудиментарную форму государственности».

Отчасти истоки седьмого направления можно видеть в «геополитических» трудах Г.В. Вернадского, однако внимательное их прочтение вряд ли позволяет сделать это даже с малой степенью категоричности. Так, преобладающая роль скандинавов отмечается этим исследователем лишь для образования единого Древнерусского государства, но зачатки государственности существовали у «руси и антов» еще в VII-VIII вв., хотя они и находились «под руководством хазар». Государственность на Руси до Рюрика была представлена «системой классических городов-государств — древнерусских земель». Высоко оценивается Вернадским и уровень социального развития славян до создания государства Рюриковичей, хотя его термин «классы» скорее соответствует «стратам» политической антропологии.

В этом аспекте Г. Вернадский скорее выступает как последователь М. Грушевского с его поляно-русской теорией и социальным расслоением, предшествовавшим созданию государства, отчасти (роль торговли и городов) — В. Ключевского. В качестве же его последователей можно скорее назвать Б. Рыбакова и JI. Гумилева, чем современных «норманнистов» и «пантюркистов».