Собственные сравнительно-исторические исследования этой проблемы приводят нас к несколько иному выводу — о наличии в среде даже только восточных славян нескольких форм прото- и предгосударственных образований, , путей и механизмов государствогенеза, отраженных в нескольких этапно-дифференцированных типах идеологического обоснования власти. Отдельные работы в этом же ключе были в XXI в. опубликованы и В.Я. Петрухиным, и С.П. Щавелевым, значительно раньше — О.П. Толочко.

В целом надо отметить, что для третьего направления развития современной историографии древнерусского государствогенеза именно идеологические его аспекты, трансформация «образа власти» на разных его этапах являются одним из основных объектов исследования.

В исследовании идеологии можно отметить две тенденции: 1) «реконструктивную», когда на основе источников устанавливается тип обоснования власти, а далее путем разной степени диапазона сравнений реконструируется форма и самой власти и даже государственности (идеология здесь не самоцель); 2) во второй тенденции духовный мир, ментальность является главным объектом исследования, и она ближе уже к истории культуры, нежели к реконструкции потестарно- политических структур.

Разнообразным аспектам международного положения Древнерусского государства, преимущественно на этапе его становления (IX — начало XI в.), посвящено 10 глав из 14, новой, итоговой (обобщающей 25 лет научной работы) монографии крупнейшего современного специалиста по внешней политики Руси А.В. Назаренко. Поскольку она вышла до публикации первого издания нашей книги и мы пользовались многими предшествующими исследованиями этого автора, этот его труд не попал тогда в сферу нашего внимания.