Наибольшую сложность по конфигурации представляет северо-западный участок границы от Десны до Ипути и Беседи, в который с юга на глубину до 75 км клином вдается территория «Росии» (по Константину Багрянородному), характеризуемая многочисленными кладами «северной» системы, шестовицкой керамикой, предметами вооружения скандинавского происхождения, чуть позднее — камерными захоронениями. Стержнем клина является р. Снов, северо-восточнее его верховьев — Стародубское ополье, входившие в состав особой военно-административной единицы Руси — «Сновской тысячи», имеющей выраженные археологически и топонимически поселения «служебной организации». К таковым, вероятно, относится и село Рогово на р. Судость, разрывающее цепочку роменских поселений на этой реке. Вероятно, до кризиса «Большого полюдья» в середине X в. оно являлось одним из его станов, аккумулировавших дань

с северян, радимичей, вятичей и одновременно разделявших их территории. К востоку от «Пути», в расположенных на правобережье Десны Вара-Судостском, Трубчевском и Брянском опольях жили «чистые» северяне, несколько «разбавленные» вятичами и радимичами, к северо-востоку — вятичи (на Болве) и кривичи, к западу (на Ипути) — радимичи.

Восточная часть последних, судя по топографии кладов, наличию северянских и вятичских древностей (Пеклино, Ляличи, Людково), относилась к зоне хазарской дани, затем — к предполагаемому северянско-вятичскому протогосударству. Его юго- восточная (со «Сновской тысячей»), северная и южная границы здесь совпадают с этнокультурными рубежами радимичей конца X — XII в., прохождение западной, рассекающей их территорию с севера на юг, — тема дальнейших исследований. Сейчас можно провести границу «диких» (или подчиненных Киеву со времени Олега) и «хазарских» радимичей по линии: Стародединский клад на р.