Исследования же последнего, проводимые

О.А. Макушниковым, позволяют подтвердить генетическое родство радимичей с северянами и вятичами, так как в Гомие был обнаружен слой роменской культуры.

Тем самым появились новые веские основания для выводов, сделанных ранее на основе анализа сходства и общих роменских корней женских украшений северян, вятичей и радимичей, — о принадлежности роменской культуры всем трем «племенам»207 Это сразу выводит радимичей на проблематику Юго-Востока, в частности — хазарского влияния, что действительно нашло подтверждение в материалах нумизматики, например. С другой стороны, четко выраженный, в том числе на семантическом уровне, балтский субстрат и гипотетическое потестарное устройство сближают радимичей с Северо-Западной зоной, в частности с кривичами (что косвенно отражено и летописью)208

Кривичи достаточно однозначно (за исключением мнений Е.А. Шмидта и В.В. Енукова) считаются этниконом, имеющим западнославянско- прибалтийское происхождение, с указанием на Висленско-Одерское междуречье, Мекленбург или конкретнее — на ареал суковской керамики. Отмечается сильное западнобалтское промежуточное воздействие. Правда, некоторые исследователи четко отделяют население Изборска-Пскова от кривичей, что не позволяет однозначно распространить этногенетические (прибалто-славянские и западнобалтские) построения, достаточно обоснованные для первых, на вторых (смоленско-полоцких кривичей), хотя В.В. Седов не менее убедительно доказывает обратное.

Единственной отправной точкой для характеристики потестарной организации кривичей до появления у них ранних городов-протогосударств (Псков — Полоцк — Смоленск) может стать их этническое имя, дополненное возможным этническим источником их потестарных традиций.