Вероятно, при всей верности традиционной схеме автор XII в. не мог не отметить столицу тогдашней Руси — Киев (если отождествлять с ним Куйабу). У Ибн Хаукаля «самая высшая (главная)» из групп русов — «ас-Славийа, и царь их в городе Салау».

В блоке II на первом месте безусловно стоит торговля, причем характер ее несколько иной: если, по данным авторов первой традиции, русы продавали на восточных рынках меха, рабов и мечи, получая взамен деньги, то теперь (при сохранении преобладания торговли русов на Востоке и в «Руме») «достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его». Из ассортимента товаров исчезают мечи, зато добавляется олово (свинец), впрочем, вывозимое только из мифической «Арсы». Общее количество упоминаний торговых операций не увеличилось, но, учитывая меньшее количество авторов, удельный вес ее несколько возрос, особенно в сравнении с грабежом иных народов — всего три упоминания. Вместо славян основным объектом нападений и получения «дани» стал Рум. Об использовании кораблей для торговли и набегов имеются лишь косвенные данные — «они спускаются по воде для торговли» (два упоминания).

Сведения о социальном строе русов у авторов второй группы очень скудны. Имеются семь упоминаний о царях, их количество снижается за счет раздельных характеристик Куйабии, Славийи, Артании до четырех (один раз — «главный царь», и у каждого автора — «тройка» царей групп русов). В отличие от текстов первой группы авторов в этих произведениях отсутствуют данные о статусе «царей». Есть упоминания рабов, имущественного расслоения, впервые — крупных городов — «столиц».

В блоке IV нет никаких признаков, кроме косвенного свидетельства человеческих жертвоприношений, да и то только «чужеземцев».