По мнению Т.М. Калининой (1997) и А.П. Новосельцева, был лишь один поход 909/910-912 гг. против мусульман, направленный в помощь союзной Византии Армении. И.Г Коновалова считает, что поход был один, но в 912-913 гг. (по ал-Масуди) и совершался в интересах и по договоренности с Хазарией прежде всего (1997). Точка зрения Л.Н. Гумилева совпадает в последнем с высказанной Коноваловой уже после публикации его работы, но он полагал, что походов было два (909/910 и 913 гг.), разделяя данные Ибн Исфендийара и ал-Масуди. Разногласия в оценке хазаро-мусульманских взаимоотношений у вышеупомянутых авторов нас в этом случае не интересуют, знаменателен сам факт действия русов во всех трех (или четырех) случаях в интересах Византии, во всяком случае, объективно.

Важно то, что лишь по единственной из версий (Коноваловой и отчасти — Гумилева) только один из этих походов мог гипотетически состояться после возможного договора 912 г. В то же время версии о «свещании» и «построении мира» в 907 г. не противоречит ни один из вариантов датировки походов русов на Каспий при князе Олеге

Таким образом, на уровне гипотезы можно высказать предположение о литературно-компилятивном происхождении статьи 912 г., исключая ее «легендарные» (о смерти Олега от коня) и «повествовательные» (ознакомление русских послов царем («Леоном», как в ст. 907 г.) со святынями Константинополя) блоки.

Поскольку самые сумбурные сведения содержатся не в них, а в преамбуле к договору, то переносить фразу о «светлых и великих князьях и боярах иже суть под рукою его сущих Руси» на политические реалии Руси начала X в. следует с большей осторожностью, чем сообщения статьи 907 г. о градах, где «сидят великие князи под Ольгом суще».