Характерной чертой данной группы источников является почти полное отсутствие сведений о славянах, в то время как у ал-Масуди и Ибрагима Ибн Якуба количество данных о них резко возрастает. У ал-Истахри, в частности, можно извлечь только то, что «славяне имеют одинаковую веру с Румом» и являются поставщиками рабов, у Ибн Хаукаля упоминается торговля хорезмийцев со славянами, «рабы из славян» и нападение на них русов.

В данной связи дальнейший анализ направлен не на сравнение русов и славян, а на изучение развития самого термина «русы» сначала у ал-Истахри — Ибн Хаукаля — ал-Идриси, затем у Ибн Фадлана и Ибн Мискавейха. В силу того что первые три автора черпали свои сведения из одного источника (ал-Балхи), дополняя их, как Ибн Хаукаль, своими наблюдениями, то их данные рассматриваются, как и у пяти авторов первой группы, совокупно.

Анализ данных таблицы 2 (см. Приложения). В блоке I сохраняется такой признак, как «страна», но этот термин относится уже не ко всем русам, а к одной из их «групп». Слова «племя», «род», несколько племен или «народ» в связи с русами не используются ни разу. Термин «джинс» переводится только как «группа». Описываемых групп три — Славийя, Куйаба, Артания (Арсанийя), но в динамике (изменение характеристик от автора к автору) даются две первые группы; описание «Артании», или «Арты», весьма стандартизировано и статично

Описание трех групп в отдельности составляет основную часть текстов ал-Истахри, Ибн Хаукаля и ал-Идриси, посвященных русам. Общие признаки немногочисленны, они концентрируются в блоках II и V

«Цари» упоминаются во всех трех группах, общее число их упоминаний лишь на одно уступает их количеству у пяти авторов второй традиции. Но «главный» царь (в Куйабе) фигурирует лишь один раз, в самом позднем источнике (ал-Идриси).