Для Северного региона в сообщении от 859-862 гг. ПВЛ говорится о том, что в северных гособразованиях словен, кривичей, чуди, веси и мери власть находилась не в руках князей, а в руках «родов», что свидетельствует в пользу такой системы управления, как аристократическая республика, точнее, конфедерация на стадии возможного перехода в федерацию (избрание столицы и единого правителя).

По комплексу письменных источников к функциям органов власти

славянской части потенциально древнерусской государственности относились такие общественные функции, как осуществление правосудия (государство со столицей в Джарвабе), улаживание разногласий между правящими родами отдельных племенных или территориальных (государственных) образований («Северная конфедерация»), оборона границ от мадьяров и набеги на последних (государство «Джарваб»), борьба с господством обров (аваров) (дулебы-волыняне, «государство» Валинана), хазар (княжество полян), варягов (княжество сло- вен, племенные союзы — меря, кривичи, возможно, весь). К функции самообеспечения можно отнести дань в пользу «царя» славян, собираемую в форме объезда (полюдья). Функция осуществления классового господства у славян в источниках не прослеживается. Рабы были, но, вероятно, настолько немногочисленные, что общество справлялось с принуждением их к работе само, без помощи государства.

Отношения между органами управления и народом в «славянском» обществе строятся по принципу «господин — подданные» для Юго- Западного региона, хотя важнейшие решения принимаются всенародно (в Северном регионе по крайней мере).

«Глава глав» «славян» уже явно узурпировал власть в своем княжестве, где правит единолично, опираясь при этом и на более мелких племенных князей, и на своих наместников.