Остер — Ивановка (Лотаки) на Беседи — район Новозыбкова (Безымянный клад). В любом случае собственно Посожье в Восточный регион не входило. Это подтверждается и наличием двух основных групп концентрации курганов с этноопределяющими украшениями, разделенных «пустотой» между Беседью на востоке и Сожем на западе, смыкающихся лишь на юге, в Гомие, с его роменским слоем.

Достаточно большая точность при определении границ Руси с позднероменской культурой и ранними этнокультурными радимичами X в. в междуречье Ипути и Десны базируется не только на археологических и нумизматических данных, но и современных (Х1Х-ХХ вв.) этнографических и лингвистических материалах245, а также физико-географическом районировании. В последнем случае автор исходит из неоднократно апробированного полевыми материалами допущения, что этнокультурные и потестарно-политические границы в основном совпадают с микрогеографическим членением и не пересекают единый ландшафтный микрорегион «поперек».

Значение подобного рода, возможно, излишне скрупулезной для целей нашего исследования, «демаркации» границ в том, что она лишний раз свидетельствует в пользу территориально-политического, а не этнокультурно-религиозного характера рассматриваемого «протогосударства». Так, на севере в него могли входить финно-угорские элементы (рязанско-окские могильники, зона Железницкого клада), на юго- востоке — алано-болгарские. Кроме того, в его состав инкорпорировалась лишь часть этнически и, вероятно, религиозно единых радими-

чей, последние, таким образом, оказываются разделенными между Центральным регионом потестарности и Юго-Восточным. С другой стороны, Подесенье и междуречье Десны и Ипути образуют для X- XI вв. такой сложный этнокультурный и потестарно-политический калейдоскоп, что вполне могут быть выделены в особую, «буферную» между несколькими регионами, зону.