Наиболее ярко и полно у Ибн Фадлана описан обряд захоронения знатного руса, основу которого составляет кремация в ладье. Подробно перечисляются животные и птицы, используемые в качестве заупокойной пищи или для иной «службы» умершему: собака, крупный рогатый скот, лошади, петух, курица. Стержнем же записок Ибн Фадлана является описание обряда умерщвления любимой жены покойного. В отличие от более ранних обрядов русов ее убивают до погребения и решается она на смерть добровольно, а не по выбору родственников. Эта черта, так же как и насыпание курганов на месте сожжения и тризны, ранее была присуща только славянам. Сохраняются и элементы «старого» обряда захоронения в могиле — в ней покойный находится до костра. Впервые описано обилие оружия, которое кладут в ладью вместе со знатным русом.

В блоке VI (жилища) появляются большие дома купеческих товариществ и временные шалаши (палатки). В блоке VII (одежда) добавляется один «славянский» признак (сапоги), кроме того — соболья шапка, куртка и кафтан из византийской парчи, гетры, при сохранении широких шаровар и пояса.

Среди предметов вооружения к мечу (один раз определенно сказано — франкскому, а всего шесть его упоминаний) добавляются топор и боевой нож, а также щит, упоминаемый в первой традиции только у славян. Есть три свидетельства об использовании русами верховых коней.

На грани между одеждой, религиозными представлениями и нравами находятся описания различных амулетов и украшений, условно отнесенных нами к блоку VIII. «И от края ногтей иного из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев, изображений (картинок) и тому подобного. А что касается их женщин, то на (каждой) их груди прикреплена коробочка из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами (денежных) средств их мужей.