Обобщение многих этнографических материалов подводит к однозначному выводу, что на потестарно-политическом уровне, на стадии перехода от «вождеств» к пусть «раннему», но государству и этническое самосознание, и культура этноса в целом «выражается прежде всего через потестарно-политиче- скую организацию». В итоге ликвидация органов власти «нижнего уровня» путем их отделения (переселения) от своих этникосов была первым шагом на пути ликвидации бикультура- лизма— наследия «двухуровневого государства» (космополитической, социально ориентированной дружинной культуры «верхов» и многочисленных племенных культур «низов»). Однако нивелировка их произошла не столько за счет их синтеза, сколько с помощью наложения на обе субкультуры, в том числе потестарно-политические, религиознополитической культуры извне и гораздо более высокого уровня.

Попытка синтеза (980 г.) и начало нивелировки на новых основах (988 г.) хронологически весьма близки, однако в тексте ПВЛ они разделены подробнейшим, с религиозно-философскими отступлениями, «Сказанием о крещении Руси». Возможно, это случайность — результат компоновки текста авторами ПВЛ. Однако вполне вероятен и иной вариант. Одним из факторов «выбора веры» является сознательное ознакомление и выбор опыта обустройства земель в разных моделях государственности. Само христианство в этом контексте также следует воспринимать как один из сознательно выбранных методов межэтнической интеграции и поднятия престижа центральной власти. Христианская религия также могла использоваться как катализатор сплочения рядов форсированными темпами (в силу экстренных обстоятельств — печенежской опасности) вновь создававшейся из разнородных элементов большой государственной дружины.