Существенные отличия (кроме социальных): механизм выборов и лишения власти правителя; характерное для потестарных традиций Черной Африки религиозно-мистическое обоснование и атрибутированное оформление власти; статус монарха и топографическое расположение его резиденции.

В Эдо дворец  всегда находился в центре города, между родовыми кварталами и под их контролем, в Новгороде же аналогичный период был весьма краток (не весь XI век).

В этой связи важен статус Рюрикова городища, особенно на раннем этапе (до конца IX в.). Очевидно, что это резиденция предводителя одной из варяжских дружин и одновременно торговая фактория — эмпорий, возможно, подчиненная первоначально (до середины IX в.) в административном отношении Ладоге. Однако и это городище, и сама Ладога связаны уже не со «славянской», а «русской» проблематикой.

Известна точка зрения, что под «ас-сакалиба» восточных источников скрываются не только собственно славяне, но и другие, в первую очередь финно-угорские («чудские»), племена Восточной Европы, контактировавшие с русами («ар-рус»),

С другой стороны, по летописной традиции и археологическим данным, эти племена были тесно связаны со словенами, «подвергаясь» колонизации прежде всего со стороны последних (кривичи и вятичи явно уступали им в этом) и входя вместе с ними в состав первоначального Северного объединения, пригласившего русь, а затем отчасти и Новгородской республики (в меньшей степени — Ростово-Суздальского и Муромо-Рязанского княжеств).

Что касается остальных, кроме «всех кривичей» и словен, в составе гипотетичной «Северной конфедерации» или по крайней мере согласно летописным событиям 859-862 гг., то в литературе высказывались неоднократные и обоснованные сомнения в реальности участия в них не только упомянутой НПЛ веси, но и чуди.