По его мнению, «вождества» этапа поздней первобытности трансформировались не в государство (или даже конгломерат городов-государств), а в аналог, общественную альтернативу государству, стоящую выше уровня первобытности. То есть Русь была уже частью цивилизации, но безгосударственной. В связи с этим несколько нетрадиционно можно трактовать его фразу: «Государство или есть, или его нет, и есть нечто иное». Речь идет не об этапах процесса государствогенеза, а о наличии негосударственно

го типа социально-политических образований — политий, синхроста- диалъных раннему или даже зрелому государству. Насколько соответствует «духу» политической антропологии четкое и однозначное обозначение одной грани, разделяющей «негосударство» и «государство» в процессуалистском понимании, мы уже говорили выше, отвечая на замечания другого последователя И.Я. Фроянова — А.В. Майорова. «Горизонтальное», синхростадиальное группирование общественных организмов по такому принципу (государство — негосударство) вполне соответствует духу некоторых современных тенденций развития этой науки.

В докторской диссертации А.В. Майорова, защищенной в Санкт- Петербургском госуниверситете в 2004 г. и базировавшейся на его ранее опубликованной монографии, «общинная» теория И.Я. Фроянова представлена еще в классическом варианте, а положения политической антропологии используются еще выборочно, несистемно. Вторая его монография, как и цикл последних статей, посвящена этногенетической, в меньшей степени источниковедческой (комплексный анализ), проблематике и относится в основном ко второму направлению, подчиненно — к третьему.