Исследование термина «славяне» проводится лишь для уяснения его взаимоотношения с термином «русы». При этом мы исходим из допущения, что литературные стереотипы, традиции описания имеют под собой реальную основу. Вначале мы стараемся работать только с терминами, по возможности избегая их исторической интерпретации. Только путем сравнения восточных с другими видами источников по Руси можно показать степень достоверности или, наоборот, абсурдности нарисованной ими картины.

В какой-то степени выделение наиболее часто встречавшихся характеристик тем «русы» и «славяне» проведено Б.Н. Заходером, однако он, во-первых, не рассматривал эти темы в их развитии, во-вторых, не выделял четких характеристик (групп или блоков признаков), одинаковых или сравнимых для «русов» и «славян» или для «русов» в разных традициях описания, в-третьих, не использовал частоту упоминания признака для сравнительных характеристик.

Кроме исследования Б.Н. Заходера можно упомянуть лишь одну работу, сходную с данной если не по методике, то по целям: небольшую, но важную своей редкостью для советской историографии статью Г.С. Лебедева, в которой после значительного перерыва показано четкое противопоставление русов и славян в мусульманской историографии.

Отличие предлагаемого параграфа — в максимально возможном охвате всех категорий признаков (хозяйство, социальные отношения, погребальный обряд, одежда и т.д.), в максимальной формализации анализа, в четкости и доказательности выводов, а не их «новизне».

Отбор авторов, представляющих традиции описания русов, проведен в основном на базе более раннего исследования А.П. Новосельцева.