При создании «дружинного государства» в среднеевропейской модели и чиновничье-бюрократического государства (раннего этапа), образованного посредством объединения нескольких земледельческих протогородов-государств или мегаобщин, используется такой идеологический мотив легенд обоснования власти, как построение нового столичного города или его «укрепление» монументальными зданиями.

Термин «каган», при отсутствии сравнения Киева как цветущего центра растущего христианства с Константинополем и в данном аспекте — контаминации Руси и «Римской страны», по своему значению, уровню можно поставить в ряд неоднократно упоминавшейся в литературе тенденции правящей (и церковной) верхушки Руси к «отстранению» от византийского покровительства, явственно проявившемуся в 30-Ю-е годы XI в.

Этому служит и уравнивание значения Владимира-Василия для Руси с ролью Петра и Павла для Рима и Константина Великого для христианства в целом, приписывание его обращения к Богу его собственному «смыслу» и просветлению, но не влиянию Византии. Отделяет от последней и сближает Илариона с доктриной западного христианства по смыслу фраза «царство т.е. светскую власть] Богу покорил».

Датируется создание «Слова о Законе и Благодати» либо 1049 г., либо 40-ми годами XI в., или еще более широко: 1037-1080 гг. В последнем случае на этот период падают два важных, с точки зрения формирования государственной идеологии события — создание митрополии (1039 г.) и повторное, достаточно длительное (1044-1047) пребывание при дворе Ярослава бывшего соратника Олава Святого и командира византийской варяжской гвардии, участника подавления Первого болгарского восстания 1040-1041 гг. Харальда Гардрада, конунга-скальда.