Кроме того, важно помнить еще и то, что философские основы нового мировоззрения обычно воспринимаются позднее, чем его внешняя, ритуально-обрядовая сторона

1.   Первую сторону первого аспекта мы уже рассмотрели — вероятно, к середине 80-х годов X в. для Владимира стал очевиден по каким- то причинам провал «языческой реформы» и необходимость принятия новой, одинаково «чужой» и дружинной, и «народной» субкультурам религии. Отсюда и реальные, вероятно (записанные не только в ПВЛ), миссийные посольства от мусульманского (Булгар — Хорезм, по ал- Марвази) и католического мира.

Вторая сторона данного аспекта — необходимость избрания «чужой», но не «чуждой» для русско-славянского менталитета религии, которую с наибольшей легкостью могло бы воспринять население. Философская и мистико-догматическая стороны религии в этом аспекте играли абсолютно подчиненное значение по отношению к ритуальной. Отсюда и то, что Владимир и его окружение не удовлетворились изложением символов веры иностранными миссионерами-теологами, а послали своих «мужей» в эти страны изучить характер воздействия

той или иной религии на массы верующих непосредственно в храмах, во время богослужения.

2.   Во втором аспекте ведущую роль играла вторая сторона: в какой именно из выбираемых религий как внешнее (ритуальное — для «масс»), так и внутреннее (мистико-догматическое — для образованной части правящей верхушки) идеологическое обеспечение власти было наиболее эффективным, а ее оформление титулами, инсигниями и ритуалами — наиболее впечатляющим.