В плане периодизации можно проследить следующие этапы образования государственности, в том числе древнерусской. Это — «вождества» разных форм, в том числе религиозно-общинной, военнодемократической, типа протогорода-государства и т.д. Затем следует переходный, потестарно-политический период, заполненный разного рода сложносоставными пред государствам и (уровня «сложных вождеств» политической антропологии). Раннее государство обладает всеми или почти всеми формально-юридическими признаками государства в целом: территориальное деление вместо племенного, 2) постоянные налоги разных форм, 3) аппарат власти, независимый от «общества» и могущий в случае необходимости противостоять ему, 4) переход права в руки государства. Три первых признака взяты из марксистской теории государства, четвертый — из политико-антропологических теорий, не отвергавших, впрочем, и марксизма. В сущностно-социальном плане в раннем государстве существуют в разной степени развития и взаимоотношения друг с другом зачаточные фракции различных экономических классов. Победа одного из них в экономическом, а затем и политическом аспектах приводит к формированию зрелой государственности, отличающейся от ранней наличием у правящего слоя классово-охранительной или классово-примирительной функции.

Группа функций (общенародные, классовые и выделенная автором — самообеспечение правящего слоя) является одним из сущностных показателей как для разных форм зрелой государственности, так и для этапов ее становления. К примеру, в «вождествах» преобладали общенародные функции, в предгосударствах переходного периода — «самообеспечивающие», в разных формах ранней государственности — различные их комбинации.