Этноним «кривичи» имеет балтское происхождение, в первоначальной транскрипции «криве», «кривай». Последний, однако, никак не атрибутирует термин. Позволим высказать предположение о его связи именно с формой первоначальной потестарной организации кривичей, до появления у них ранних (прото) городов-протогосударств и фиксируемой летописью княжеской власти (для Изборска и Полоцка — основанной полулегендарными «пришельцами»).

Единственно, по нашему мнению, приемлемая этимология слова, сознательно присвоенного латгалами своим славянским соседям и неосознанно, без понимания семантики, воспринятая русским летописцем, может восходить к западнобалтскому обозначению верховного жреца, обладавшего и высшей административной властью, — Криве- Кривайтиса.

Другое дело, что теократия, стоящая во главе протогосударства — религиозной общины, не обязательно могла быть всеобщей и единственной. Возможна структура типа ирландской, когда «имперский», «федеральный» характер имела корпорация друидов, но в ячейках накинутой ими на всю страну сети помещались отдельные королевства- вождества. Допустим и лютический вариант, только наоборот: последовательное размещение во времени потестарно-религиозной организации и княжений- вождеств; или прусский: постоянная оппозиция дружины и ее вождей («нобилей») и возглавляемого Криве-Кривайтисом религиозного протогосударства Конкретные культы, объединявшие всех кривичей (да и были ли они?), вряд ли можно установить, хотя существует предположение, что это был «священный конь» и «богиня-мать» (или «богиня плодородия»).